Секция/Круглый стол

40. Этнопедагогика: предметное поле и статус в российском образовании

Секция
Работу секции планируется посвятить обобщению основных позиций и взглядов ученых на процесс становления этнопедагогики как области научно-гуманитарного знания о народной педагогике, традиционных способах обучения и воспитания детей, нашедших отражение в фольклоре, традиционной культуре и других источниках. Будут приветствоваться доклады о материалах, впервые вводимых в научный оборот, доклады, посвященные раннему этнопедагогическому импринтингу и сравнительно-сопоставительному анализу традиций формирования личности у разных народов. Предполагается рассмотреть в целостном историко-ретроспективном контексте вопрос о месте, значении и современном научном статусе этнопедагогики как перспективного направления современных наук об образовании. Особое внимание будет уделено анализу процесса развития этнопедагогической науки на территории бывшего СССР с 1970-х гг., времени, когда она начала признаваться равноправной областью научно-педагогического знания, и до сегодняшнего дня. Представляется также целесообразным рассмотреть проблему региональных особенностей современного отечественного образования, проанализировать имеющиеся тенденции и риски в условиях реализации программ его модернизации, обсудить вопросы, связанные с эффективностью научно-теоретических разработок при создании и реализации образовательных технологий и цифровых ресурсов этнопедагогической направленности. Особе место будет уделено актуализации социально-политического значения и нравственно-педагогического потенциала этнопедагогики в контексте усиления внимания государственной власти к вопросам возрождения и дальнейшего развития традиционных российских духовно-нравственных ценностей, сохранения и обогащения единого образовательного пространства Российской Федерации, обновления и коррекции на этом основании методологических принципов и подходов, используемых современной этнопедагогикой. По итогам работы секции ожидается разработать краткие научно-методические рекомендации для органов государственной власти регионального уровня, посвященные использованию потенциала этнопедагогического знания при создании программ развития образования, для научных организаций – по наиболее актуальным направлениям исследований в области этнопедагогики на федеральном и региональном уровнях, для организаций, реализующих программы подготовки педагогических кадров, – о роли и месте этнопедагогического знания в подготовке современного российского педагога.
Руководители: З.Б. Цаллагова, А.В. Овчинников