В течение второго и третьего постсоветских десятилетий в российском обществе в значительной мере утвердились нормы и ценности гражданского единства. Соответствующие общественные представления зафиксированы многократными научными исследованиями, в том числе проводимыми Институтом этнологии и антропологии РАН. Значимость гражданского единения была подкреплена обновленной Конституцией Российской Федерации и самим фактом массового гражданского участия в голосовании за принятие конституционных обновлений, тем более что голосование пришлось на суровые эпидемические условия 2020 года. В предыдущее десятилетие рост экономики страны, решение многих вопросов социальной защищенности, занятости, спортивные успехи, проведение разнообразных общегосударственных мероприятий созидательного характера напрямую содействовали процессу гражданского единения и самосознания. В тот период этому процессу не смогли воспрепятствовать даже информационные кампании. Актуализируется проблема изучения этносоциальных процессов в регионах и в этнических сообществах. Противопоставляется региональная идентичность гражданской, обсуждается роль этнической идентичности в этой системе координат, роль религии. В российском обществе, при наличии широкого спектра мнений представлены две полярные точки зрения: о том, что общероссийская гражданская идентичность является альтернативой этнического и языкового разнообразия и о том, что культурное многообразие не является помехой, а служит важным ресурсом гражданского единства. Наличие этих полярных точек зрения подтверждается результатами многочисленных исследований, в том числе перечисленных в библиографических ссылках к настоящей заявке. На секции будут обсуждены гипотезы о том, что в современных условиях доминирование первого мнения делает местное сообщество более уязвимым для внешней информационной агрессии, преследующей цель подорвать общественное доверие к ценности российского гражданства, сформировать и усилить межэтническую и религиозную конфронтацию. На секции также планируется обсуждение содержания и практики внедрения региональных государственных и местных программ, затрагивающих государственную национальную политику. Такие программы нередко базируются на целевых показателях «уровня гражданской идентичности» населения. Однако этот показатель не является константой для разных групп, причем не только молодежи, но и лиц зрелого возраста. Кроме того, выше упомянутые исследования показывают, что гражданские чувства усиливаются и ослабевают в электоральные периоды, а также во время экономических и общественно-политических кризисов и в результате разных вариантов социальной активности различных групп населения. При этом роль факторов, связанных с региональной, этнической и религиозной спецификой, бывает особенно велика. Между тем эти факторы нередко превратно трактуются исполнителями региональных программ как препятствие к достижению гражданского единства. Недооценка и игнорирование ресурса культурного многообразия и, более того, его подавление создают риск ослабления гражданских чувств, особенно в среде уязвимых групп, подверженных социальной и культурной депривации (чувству ущемленности).