Секция/Круглый стол

15. Изучение (не)равенства в этнографии/антропологии

Секция
Этнографическое изучение равенства имеет глубокие традиции и значительные теоретические достижения. В то же время исследования социальных концептов, к которым и следует относить концепт равенства, значительно уступают классическим историко-этнографическим работам, описывающим их конкретные проявления, как в количественном, так и в качественном аспектах. Опыт же практических разработок на примере современных этнокультурных процессов и вовсе невелик. Равенство в истории антропологии имеет противоречивое толкование. В XVIII в. сложились идеи «естественного равенства» Ж.-Ж. Руссо, которое мыслилось идеалом социального устройства, и равенства в трактовке Т. Гоббса как отсутствия иерархии, неизбежно приводящее к «войне всех против всех». В XIX в. стали разрабатываться концепции, с одной стороны, «равенства перед законом», а, с другой – «первобытного равенства». В XX столетии в СССР разрабатывались идеи «равенства народов» и «реального равенства», в Европе и США «равенства начальных возможностей», «расового равенства». XXI век принес интерес к «глобальному равенству», «гендерному равенству» и «цифровому равенству». На заседаниях предлагаемой секции планируется обсудить вопросы, связанные, с одной стороны, с пониманием равенства исследовательским сообществом, а, с другой – с представлением о равенстве в исследуемых средах. Во втором случае возможно обсуждение таких частных вопросов, как, например: существуют ли практики равенства, характерные для отдельных регионов планеты и/или специфического образа жизни («мнгвотнгвотики» в Меланезии, «равенство без эквивалентности» в Амазонии) или всё же сходные формы равенства бытуют повсеместно – от обществ охотников-собирателей до жителей больших городов? Очень важно осветить новые тенденции в науке и инициировать дискуссию о том, какие еще формы равенства попадали в фокус внимания исследователей этнографов и антропологов. Одной из важнейших тем видится обсуждение того, насколько идеи равенства в конкретных, опосредованных обычаем формах различается у различных этнокультурных групп земного шара. Кроме того, планируется обсудить проблемы особенности российских практик установления равенства как в общенациональном масштабе, так и в вариантах этнических, локальных или сетевых сообществ. В современности чаще осознаются (не значит, что только они существуют!) негативные формы равенства: равенства в бедности, в ущемленности в правах человека, зависимом статусе миноритарных этнических групп и т.п., которые надо преодолевать сильным мира сего. В такой пирамиде первостепенную роль играет ресурсный фактор. Формула ресурсного дефицита предполагает ограниченность ресурсов и бесконечный рост потребности в них. В антропологии уже был показан фундаментальный изъян формального подхода к ресурсам и указано на субстантивную природу экономики и социальных связей. Особенно выпукло данный пример выглядит на фоне исторических и современных этнокультурных групп, включая коренные малочисленные народы, где сравнительно небольшая численность не означает обязательного эгалитаризма, а находится в динамическом соотношении с вмещающей средой. К опыту антропологического исследования современных «миноритариев» мы предлагаем обратиться в рамках нашей секции с особой тщательностью. Академическому сообществу важно принимать самое деятельное участие в формулировании основных идей и понятий, связанных с представлением о равенстве, описании сложившейся ситуации в этой области исследований и определении путей решения основных проблем.
Руководители: А.В. Туторский, Ю.В. Латушко