Антропология женской научной повседневности – сравнительно новое направление в изучении быта и обыденного этнографическими методами, дополненными методами социальной психологии с ее особым вниманием к истории эмоций. Просопография женского (биографии женщин-ученых, прославивших изучение прошлого, этнологию и антропологию, живших в определенное время, избиравших в связи с этим те темы, которые казались именно им востребованными временем) позволяет по-новому взглянуть и на историю науки и на социальную антропологию женского, с его своеобразной аксиосферой и особыми запросами на понимание статуса женщин в профессиональной среде, всего век назад бывшей преимущественно мужской. Возможно ли размышлять о том, что женщины-исследовательницы используют особые приемы аналитики (с опорой на эмпатию вместо отстраненности как краеугольного камня научной объективности)? Насколько помогают в такой работе автогинографии женщин-ученых (речь об их воспоминаниях), что информативнее: использование массовых данных или же традиционные методы этнологии с их особым вниманием к текстам глубинных интервью и устной истории при условии «участвующего обозрения» (participant observation) и инсайдинга? Антропология женской научной повседневности – это антропология «пережитой истории», в том числе негативных эмоций, связанных с неполноправием, непризнанием женского вклада в научные открытия, да и просто в формальный сбор массива этнографического материала. Задача аналитика – не просто обнаружить и описать бинарные оппозиции (женское vs мужское) в предложенном контексте научного и вненаучного (домашнего) быта, но выявить, как они возникают, воспроизводятся, делаются привычными и оттого не замечаются, становясь основной стереотипов. Как появлялись в прошлом и почему столь живучи стереотипы в распределении статусных позиций в научном сообществе, как складывается стереотипное желание женщин – научных работниц подчиняться руководителям-мужчинам, насколько вообще подчиненные и обслуживающие функции женщин в академическом и преподавательском мире, стремление оставаться на низших научных позициях во имя сохранения стабильности в своей профессиональной деятельности связаны с этнокультурными практиками прошлого, с традициями, выработанными под влиянием разных конфессий? Насколько этнокультурные и конфессиональные особенности способствуют либо прочности стереотипов, либо (напротив) сближению женских и мужских социальных ролей, их контаминации или замещению в организации научной работы в прошлом и настоящем, какие элементы женской научной повседневности изменчивы, а какие настолько устойчивы, что кажутся неизбывными?
Руководители: Н.Л. Пушкарева, М.А. Текуева