В музейности сходятся микроистории предметов, их прежние и новые значения, сюжеты наследия, памяти и реинкарнации. Современное музейное этнографическое вещеведение позволяет по-новому рассмотреть длинную цепочку (монтажный ряд) образов и смыслов, сопровождающих переход предмета из жизненной реальности в музейно-экспозиционное пространство и обратно. В ряде случаев можно насчитать до десятка функциональных и семиотических превращений вещи (например, холодного оружия) через фазы изготовления, товара, дара, войны, статуса, культа, ритуала, а затем, в музейной «жизни», учета, описания, интерпретации, экспозиции, публикации, брендирования, сувернирности, цифровизации, 3D-скан/принта. Такие микроистории вещей, помимо самостоятельной ценности, открывают многомерную панораму преобразования культуры и дрейфа этничности. Для обсуждения предлагаются темы: репрезентация этничности в музеях и музейных проектах; специфика работы с этнографическими коллекциями, включая современные технологии; особенности бытования и восприятия этнографического предмета (экспоната) в музейном пространстве; определение параметров работы с «живой» культурой и способы ее презентации, – поиск баланса между традиционными и креативными формами представления культуры; трансформация этнографических экспозиций и музеефикация этнографических памятников; модели встраивания этнической культуры в новые реалии и музей как посредник в этих процессах.