Актуальность исследования форм проявлений материальности в традиционной российской культуре начала ХХ в. и ее трансформаций в советском и постсоветском периодах («формах жизни») обусловлена тем, что при такой постановке проблемы наиболее полно раскрывается картина мировоззренческих особенностей хронологически разных уровней существования народов России. Материальность трактуется нами как более объемное, в сравнении с материальной культурой, понятие, включающее активность вещей (актантов), учитывающее их влияние на людей и их сообществ (в то время как материальная культура сосредоточена на изучении вещей, их описаниях, поиске аналогов, использовании как историко-этнографического источника и пр.). Еще виднейший советский этнограф-энциклопедист, историк этнографической науки С.А. Токарев подчеркивал в 1970 г.: «Вещи интересуют этнографа не сами по себе, а в их отношении к человеку» [Токарев, 1970]. Если материальную культуру можно изучать по музейным экспонатам, осуществляя сопоставление с архивными, опубликованными источниками, то говорить о материальности без живого контакта с информаторами невозможно. Поэтому встает вопрос относительно этнокультурной памяти как необходимого условия выявления вещных актантов, что позволяет реконструировать прошлое, воспроизвести «картинку» образа и конкретных практик на основе словесной информации. Несмотря на то что в основе обсуждений будут лежать исследования феномена «материальности» на концептуальном уровне с позиций влияния «вещного мира» на жизнь людей, предполагается, что основу докладов будут составлять конкретные этнографические / антропологические факты, собранные в процессе полевых работ. Предлагаемая проблематика: исследование феномена «материальности» на новом концептуальном уровне общего и особенного в традиционной культуре российского общества начала ХХ в. и в советском обществе 1920–1980-х гг.; роль, иерархия, влияние вещей / вещного мира в повседневной жизни; анализ и синхронизация вещной атрибутики в традиционных календарных обрядах начала ХХ в. и в советских и постсоветских массовых праздниках; роль и значение материальных атрибутов в семейной обрядности; дети и вещи: анализ семейных практик ухода за детьми, вещный мир института пестования; проблема неразрывной взаимосвязи и взаимовлияния вещей и людей: природного ландшафта, архитектуры курортных городов, лечебной инфраструктуры.