Секция/Круглый стол

27. Полилоги в этнографии и антропологии

Секция
Этнография и антропология составляют динамичную и разнообразную сферу исследований, к которой причастны не только профильные специалисты. В социальном поле этих наук взаимодействуют исследователи и информанты, институты и личности, ученые и непрофессионалы, «теоретики» и «краеведы», «местные» и «пришлые», заказчики и исполнители, носители изучаемой культуры и «инокультурные» исследователи, пытающиеся преодолеть «аутсайдерство» соответствующими научными методами. Все они действуют в рамках своих задач и традиций, к которым принадлежат, и отношения между ними сложны и динамичны: от установления строгих границ до их полного размывания, – в зависимости от того, как распределяются и понимаются ресурсы влияния. Отсюда вытекает необходимость выстраивания конструктивных диалогов и полилогов в поле этнографии, в процессе взаимодействия профессионального и обыденного знания и опыта. Эта тема, которая станет центральной в работе секции, выводит на целый спектр вопросов, связанных с получением и распространением этнографического знания в российских регионах. Можно предположить, что они особенно актуальны при изучении фронтиров общенационального этнокультурного пространства. К таким относится, в частности, Евразийский Север России, включающий арктические территории. Важным направлением работы секции станет обсуждение следующих аспектов темы. «Хозяева» и «гости», «свои» и «чужие» в этнографическом поле; есть ли (какие?) преимущества и ограничения, связанные с этническими характеристиками и гражданством исследователя? «Indigenous scholars», традиционные и научные знания; вопросы взаимодействия и модели диалога этнографов (антропологов) и их информантов. Как влияют социальные позиции исследователей и информантов на этот диалог? Существуют ли взаимные обязательства этнографа и информантов? Ученые-этнографы и «краеведы», взаимоотношения исследователей с популяризаторами этнографических знаний. Как формируются мифы о народах и территориях в процессе распространения этнографических знаний в СМИ и через просветительскую деятельность? «Спонтанные этнографы» как бытописатели и носители обыденных знаний. Доступно ли «спонтанному этнографу» то, чего не в состоянии достичь профессионал? Этнографы как посредники в развитии конструктивного диалога между государством и изучаемыми народами. Взаимодействия исследователей с представителями государственного управления наукой и культурой. Какие факторы положительно влияют/влияли на этот процесс?
Руководители: Е.А. Пивнева, И.А. Разумова