Секция/Круглый стол

53. Неоязычество в России и в мире

Секция
Современное язычество, или неоязычество, занимает заметное место в этнокультурном многообразии Российской Федерации. Согласно социологическому опросу исследовательской службы «Среда», язычники (по формулировке опроса, люди, «исповедующие религию своих предков») составляют 1,2% населения Российской Федерации. Сопоставимые показатели и в развитых странах, например, в США и Великобритании, где доля язычников в населении растет. Вопреки распространенному заблуждению, «современное язычество» не является единой, монолитной общностью. Это множество направлений, перетекающих одно в другое, но при этом разнообразных по своим мировоззренческим установкам, по своей истории. Люди выбирают то или иное направление согласно своему мировоззрению, особенностям характера, этнической принадлежности и т.д. Например, в Российской Федерации представлены традиционные народные верования, в частности, в некоторых республиках Северного Кавказа, Сибири, Поволжья (причем верования горожан порой очень сильно отличаются от традиционных «деревенских»), славянское язычество, или родноверие, германо-скандинавское язычество, или асатру, викка, друидизм и другие. В рамках секции предлагается рассмотреть следующие темы. этнокультурная и идеологическая структура современного российского и зарубежного язычества, его основные течения; социальные параметры язычества: его структура, сетевая коммуникация между адептами, взаимоотношения лидеров и рядовых участников, социальный состав; вербальное и аудиовизуальное наполнение современного язычества: символика, правила организации святилищ, календарная и окказиональная обрядность, праздничная и повседневная одежда, квазирелигиозные тексты, литературные и музыкальные произведения, осмысление повседневной жизни как языческого пространства; мировоззренческие основы язычества: взгляды на онтологическое устройство мира (декларируемые группой и свойственные адептам индивидуально), пантеон богов как символической картины мира, этические принципы языческого мировоззрения, соотнесение языческих онтологических и когнитивных концепций с научной картиной мира, система ценностей и установок, типичных для язычников; эпистемологические основы формирования неоязыческих представлений: формирование языческих концепций на основе научной, научно-популярной, квазинаучной и художественной литературы, а также других источников, собственная литературная, публицистическая и научная деятельность адептов современного язычества; выявление биографических особенностей формирования языческой идентичности у адептов современного язычества, когнитивная позиция адептов по отношению к язычеству (религиозная, реконструкторская и др.); включенность язычества в современное российское общество: уровень патриотичности, готовности взаимодействовать с государственными институтами и другими религиозными течениями (христианством, мусульманством, иудаизмом и др.), уровень ксенофобии (антисемитизма, мигрантофобии и др.), склонность к радикализму и проч.; история современного язычества в разных странах; современное язычество и реконструкторство. Опасаясь размывания тематики секции, мы бы хотели отграничиться от рассмотрения традиционных народных верований. Народная культура содержит множество элементов, которые принято рассматривать как манифестации исторического «язычества», но нас интересуют именно современные реалии – то, о чем говорят с приставкой «нео-». Также мы бы хотели отграничиться от рассмотрения современных суеверий, не связанных с языческой идентичностью. Суеверия и все с ними связанное (обрядность, фольклор, мистические практики) являются антропологической константой и слабо связаны с конфессиональной или мировоззренческой идентичностью. Учитывая то, что к современному язычеству часто относятся настороженно, мы бы хотели в рамках секции придерживаться спокойного, непредвзятого научного обсуждения, основанного на фактах, будут приветствоваться полевые материалы. Задача ученых – понимать суть, а не выносить оценочные суждения.
Руководители: Д.В. Громов, Д.А. Трынкина